Что такое РАУЗ?

Перед тем как начать вести учет в программах 1С в режиме расширенной аналитики ведения затрат (далее по тексту РАУЗ), наверняка хочется получить ответы на такие вопросы как: А что вообще из себя представляет РАУЗ? Какие преимущества у этого режима ведения учета перед традиционным/партионным? На сколько усложниться или облегчится ввод и анализ информации о затратах? Ну и в зависимости от каждой конкретной ситуации у любого начинающего или опытного специалиста могут возникнуть свои вопросы к данной методике.

Задача данной статьи - это максимально просто описать суть методики РАУЗ, механизмы реализации в типовых конфигурациях 1С, а также попытаться составить списки "ЗА" и "ПРОТИВ" использования этого механизма в реальной жизни.

Итак, для начала поговорим о том, что представляет из себя РАУЗ, вернее перечислим основные характеристики данной методики учета запасов и затрат. Во-первых, этоуниверсальная методика в рамках которой по одинаковым принципам учитываются как затраты так и запасы. Во-вторых, при использовании данной методики не используется классическое понимание термина партии и партиобразующего документа (под партией в РАУЗ понимается дата выполнения хозяйственной операции). В-третьих, на выполнение регламентных операций по закрытию периода не влияет строгое соблюдение хронологии ввода первичных документов, или другими словами, нет необходимости перед закрытием периода выполнять перепроведение всех документов для восстановления партионного учета.

Все вышеперечисленные свойства методики, являются следствием того, что в основу работы РАУЗ положено решение системы линейных уравнений. Если вы хорошо «подкованы» в математике, вы можете обратится к этому источнику, где подробно рассказывается как РАУЗ составляет и решает эти самые уравнения. Мы в этой статье не будем вдаваться в математические тонкости методики.

Давайте рассмотрим как РАУЗ реализован в типовых конфигурациях "1С:Комплексная автоматизация 8" и "1С:Управление производственным предприятием 8". Первое, на что стоит обратить внимание, это на то, что для хранения данных в РАУЗ о "движении" запасов и затрат используется по одному регистру накопления для каждого вида учета, отдельно для управленческого и регламентированного. Эти регистры называются соответственно "УчетЗатрат" и "УчетЗатратРегл".

 

 

При регистрации хозяйственных операций в этих регистрах, как и в бухгалтерском учете, соблюдается принцип двойной записи, за исключением ситуаций внешнего поступления или выбытия.

Далее проанализируем три варианта регистрации хозяйственных операций (точнее сказать посмотрим результаты движений в регистрах РАУЗ): «внешнее поступление», «внутренняя операция» и «внешнее выбытие». Следует заметить, что в режиме РАУЗ регистрация первичных документов в программе никаким образом не усложняется, т.е. разницы, то в каком режиме регистрируется первичный документ нет.

«Внешнее поступление» (на примере поступления материалов от поставщика):





«Внутренняя операция» (на примере списания материалов в производство):





«Внешнее выбытие» (на примере реализации готовой продукции покупателю):





Второй важный аспект реализации РАУЗ в типовых конфигурациях 1С – это процедура закрытия периода. В режиме РАУЗ расчет всех потоков затрат, их корректировка и распределение выполняется в рамках выполнения регламентных процедур по закрытию периода. Именно в этот момент программа путем решения системы линейных уравнений находит нужные коэффициенты, тем сам выравнивает все потоки затрат, корректирует их и распределяет на нужные объекты (себестоимость выпуска, незавершенное производство, расходы будущих периодов и т.п). Эти операции носят одноименные названия и выполняются независимо для управленческого и регламентированного учета: "Рассчитать себестоимость (УУ)" и "Рассчитать себестоимость (БУ, НУ)".

Давайте посмотрим, как выглядит документ, который выполняет расчет себестоимости и какие он делает движения в регистрах РАУЗ (на примере регламентированного учета).

Документ регламентной операции "Расчет себестоимости" и результирующие движения в регистре накопления "УчетЗатратРегл"

 

  

После того, как мы разобрались с общими принципами того, как устроен РАУЗ и как он работает, давайте поговорим, о том какие преимущества дает использование этой методики и в каких ситуациях целесообразно переходить на ее использование.

Все описываемые далее преимущества следует рассматривать относительно альтернативной, как принято считать классической схемы партионного учета затрат:

  • Для реализации учета используется меньшее количество регистров, как следствие для каждого документа требуется меньше времени на проведение (это очень актуально при большом документообороте);
  • Документы можно проводить "задним числом" и это не повлияет на правильность ведения учета запасов и затрат;
  • Нет необходимости выполнять ресурсоемкие процедуры перепроведения документов перед регламентными операциями закрытия периода;
  • В течении периода можно проводить предварительные расчеты и тем самым повышать управляемость предприятия за счет раннего обнаружения и устранения проблемных ситуаций (например, выявлять заказы клиентов, которые уже на текущий момент по каким то причинам стали убыточными;
  • Универсальные и гибкие управленческие отчеты для контроля управления запасами и затратами (всего три основных отчета: "Ведомость по учету затрат", "Ведомость по учету МПЗ" и "Анализ движения МПЗ и затрат").

Подводя итоги, следует сказать, что применение режима РАУЗ не всегда целесообразно. Например, это может быть не оправданно, когда предприятие с небольшим документооборотом или существуют причины, по которым отказ от учета по партиям не возможен, например, в силу принадлежности к отраслевой специфики ведения учета (например, штучное ювелирное производство).

joomla
spbport
^ Наверх