Управленческий учет и учет в целях управления в российских компаниях

Если для вас разница между двумя видами учета, обозначенными в заголовке поста и предельно ясна, Direct Costing и Activity Based Costing - конкретные методики расчета, а Щиборщ - не названия различных супов, то возможно данный пост вам будет не интересен. Если же вы считаете что, к примеру, наличие галочки "отражать в управленческом учете" в УТ означает что в УТ ведётся управленческий учет, то с это статьей нужно обязательно ознакомиться.


    Итак, управленческим учетом очень часто мы привыкли называть любой учет, который мы ведем в целях управления компанией. С точки зрения банальной логики - это правильно, но с точки зрения терминологии - ошибочно. Управленческий учет - это отдельная дисциплина и область знаний. Естественно, люди, имеющие финансовое образование это прекрасно понимают. Как ни странно, не всегда за учет на предприятии отвечают люди с финансовым образованием. И вполне серьёзно учет ведущийся в целях управления часто называется управленческим учетом. Посчитали вы, к примеру все телефонные аппараты в компании. Нужно это бухгалтерии - нет. Это не основные средства - они слишком дешевые. Нужно это хозяйственному отделу компании - да, чтобы грамотно управлять соответствием числа телефонных аппаратов числу сотрудников в компании. т.е. мы ведём учет телефонных аппаратов, учет в целях правления, но не управленческий учет

    Классическое определение управленческого учета подразумевает что управленческий учет - это часть бухгалтерского. Вот только бухгалтеский учет всегда ведётся в рамках одного юридического лица. А в российской действительности даже у компаний, которые имеют жесткую централизованную структуру, может быть несколько юридических лиц. В то же время информация о финансовом состоянии нужна в рамках всей компании, и оперативно. В этом случае между управленческим и бухгалтерским учетом будет мало что общего. Но трактовать управленческий учет как часть бухгалтерского как-то уже не получается. Скорее управленческий учет охватит несколько различных бухгалтерских. Поэтому такой классический подход к управленческому учету тоже скорее не правильный.


Точного определения управленческого учета давать не берусь - нет у меня докторской степени в области экономики и финансов, но некоторые главные основы что есть управленческий учет могу привести:

- Охватывает ВСЮ деятельность компании (во всех сферах)
- Должны отражаться все операции так или иначе проходящие в компании и влияющие на финансовые результаты
- Данные УУ должны быть оперативными
- Главные задачи - учет затрат, расчет себестоимости, расчет прибыли.
- Не зависит от требований законодательства, зависит от требований руководства или владельцев бизнеса.

На практике можно сказать что в компании существует управленческий учет, если руководитель компании может в любой момент времени посмотреть хотя бы 3 базовых отчета (баланс, отчет о движении денежных средств (cash flow), отчет о прибылях и убытках (P&L)). При этом корректно просчитана себестоимость товара и чистая прибыль компании. Большинство "заморочек" как раз касаются распределения затрат в управленческом учете. т.е. каким же образом определить насколько стал дороже для компании тот или иной продукт вследствие покупки корпоративного автомобиля мерседес. Сама постановка задачи уже подразумевает что это можно сделать множеством различных способов. Естественно без информационной системы с соответствующим функционалом сделать это очень непросто даже самым простым методом (Direct costing). Более сложный ABC метод, конечно требует большей сноровки, большего участия человека, но в перспективе при его помощи можно получить более объективные результаты.

Как вести управленческий учет? Да в принципе так же как бухгалтерский, только с большим простором для фантазии. Есть ПБУ которых написано как вести бухгалтерский учет. Такие "ПБУ" нужно прописать для управленческого учета. Конечно существенно сокращенные, в которых должны быть отражены только моменты касающиеся хозяйственной деятельности предприятия, и ничего лишнего. Начинать, естественно, нужно с управленческого плана счетов, который, скорее всего, будет существенно упрощенной копией бухгалтерского, но учитывающим уникальную специфику компании.

joomla
spbport
^ Наверх