Резервирование товара

Многие компании используют механизмы резервирования товаров в 1C. Данное описание подходит для программ «1С:Управление торговлей, ред. 10.3» и «Управление производственным предприятием». 
 
Действительно, механизм резервирования очень удобный – можно поставить резерв на товар для клиента, отгрузить зарезервированные товары, снять резерв при необходимости. К сожалению, наша практика автоматизации торговли показывает, что не все пользователи до конца понимают работу механизма резервирования. 
 
В этой статье мы постараемся исправить ситуацию, рассмотрим основные принципы резервирования и ответим на следующие вопросы: 
  1. Как можно зарезервировать товар? 
  2. Как можно снять резерв, в каких случаях это происходит автоматически? 
  3. В каких отчетах можно посмотреть информацию о резервах? 
Статья будет полезна пользователям, которые знакомы с программой и хотят обобщить свои знания по механизму резервирования.   
 

Резервирование товара

 
Зарезервировать товар для покупателя можно несколькими способами. 
 
Способ №1 – в заказе покупателя
 
В момент оформления заказа покупателя можно зарезервировать товары, указанные в заказе. 
 
Меню: Документы – Продажи – Заказы покупателей
 
Для этого в таблице товаров нужно в колонке «Размещение» указать склад, на котором вы хотите сделать резерв. 
 
 
Если вручную выбирать склад вы не хотите, в заказе есть кнопка «Заполнить и провести». Нажатие на эту кнопку вызывает автоматическое заполнение размещений и проведение заказа. Кнопка доступна только при оформлении заказа сегодняшним днем. 
 
 
Способ №2 – в корректировке заказе покупателя
 
Для исправления заказа покупателя многие пользователи создают документ «Корректировка заказа покупателя», указывая в нем добавляемые и удаляемые из заказа позиции. 
 
Создать корректировку можно на основании заказа или вручную. 
 
Меню: Документы – продажи – Корректировка заказа покупателя
 
Корректировка заказов покупателя также может устанавливать резерв, как и заказ покупателя. Указывайте склад в колонке «Размещение» или пользуйтесь кнопкой «Заполнить и провести». 
 
 
Способ №3 – в документе «Резервирование товаров»
 
Поставить резерв можно отдельным документом «Резервирование товаров». Его можно создать на основании заказа покупателя или вручную. 
 
Меню: Документы – Продажи – Резервирование товаров
 
Для того чтобы поставить резерв, нужно указать заказ, резервируемый товар и его количество, а также заполнить склад в колонке «Новое размещение». В момент проведения документа будет установлен резерв. 
 
 
Способ №4 – в момент поступления товаров
 
Этот способ действует, только если вы делаете заказы поставщикам для обеспечения заказов покупателей. В таком случае в заказе поставщику указывается, для какого покупателя заказан данный товар. 
 
Меню: Документы – Закупки – Поступления товаров и услуг 
 
Для установки резерва в поступлении товаров должна быть заполнена колонка «Заказ покупателя». 
 
 
Если поступление создавалось на основе заказа поставщику, то заказы покупателей заполнятся автоматически. Выбирать заказ покупателя в поступлении товаров, если товар заказывался поставщику не для этого покупателя, а просто на склад, настоятельно не рекомендуется. 
 
Способ №5 – во внутреннем заказе 
 
Внутренний заказ используется для заказа товаров со склада собственным подразделением или складом. 
 
Меню: Документы – Запасы (склад) – Внутренние заказы 
 
Во внутреннем заказе, как и в заказе покупателя, присутствуют колонка «Размещение» и кнопка «Заполнить и провести», позволяющие поставить номенклатуру в резерв. 
 
 
Это основные способы установки резерва. Самым популярным способом, естественно,  является постановка резерва через документ «Заказ покупателя». 
 
Помимо этих способов, есть другие варианты, когда программа может установить резерв: 
  • В корректировке внутреннего заказа (по аналогии с корректировкой заказа покупателя) 
  • В документе «Приходный ордер на товары», если установлен флаг «Без права продажи» (товары берутся на ответственное хранение)
  • В документе «Возврат товаров от покупателя» – при возврате товара, который был продан из резерва
  • В документе «Авансовый отчет», если подотчетник съездил за товарами по заказу поставщику (по аналогии с поступлением товаров).   

Снятие товара с резерва в 1С

 
Для снятия резерва также существует множество способов, рассмотрим основные из них. 
 
Способ №1 – в реализации товаров 
 
В момент отгрузки товаров в программе оформляется документ «Реализация товаров и услуг». 
 
Меню: Документы – Продажи – Реализации товаров и услуг
 
Если по заказу покупателя были зарезервированы товары, то в момент реализации резерв необходимо снять. Для того чтобы резерв с товаров был снят, нужно в таблице «Товары» указать способ списания «Из резерва». 
 
 
В случае заполнения реализации товаров на основании заказа покупателя, программа сама определяет какой товар в резерве, а какой будет списан из свободного остатка на складе. Будьте очень внимательны при заполнении документа вручную: если указать способ списания «Со склада», товар спишется, но резерв по нему не снимется и «повиснет». 
 
Способ №2 – в документе «Закрытие заказов покупателей»
 
Этот документ используется для закрытия заказов, по которым были не отгружены какие-то товары или клиент вообще отказался от покупки. 
 
Меню: Документы – Продажи – Закрытие заказов покупателя 
 
В документе указываются заказы покупателей, которые необходимо закрыть. В момент проведения документа программа проверяет, есть ли по указанным заказам резервы. Если есть резервы, то они автоматически снимаются. 
 
 
После проведения документа по всем входящим в него заказам не будет никаких резервов. 
 
Способ №3 – в документе «Резервирование товаров» 
 
Помимо установки резерва, этот документ можно использовать также и для снятия резерва. 
 
Меню: Документы – Продажи – Резервирование товаров
 
Для того чтобы снять резерв нужно указать заказ, товар и его количество, а также заполнить склад в колонке «Исходное размещение». В момент проведения документа будет снят резерв. 
 
Примечание: одним документом можно одновременно снять резерв с одного склада и зарезервировать товар на другом, если заполнить и исходное, и новое размещение. 
 
Способ №4 – в «Требовании-накладной» или «Перемещении товаров»
 
Документы «Требование-накладная» и «Перемещение товаров» используются для списания товаров на затраты подразделения и перемещения товаров с одного склада на другой соответственно. 
 
Меню: Документы – Запасы (склад) – Перемещение товаров

Меню: Документы – Запасы (склад) – Требование-накладная 
 
Если документы оформляются на основе внутреннего заказа, в котором был установлен резерв, то в момент проведения документов необходимо резерв снять. Для снятия резерва должна быть заполнена колонка «Документ резерва»:
 
 
Примечание: если перемещение товаров делается из резерва для покупателя, то программа не только снимает резерв на складе отправителе, но и устанавливает его на складе получателе. 
 
Эти способы снятия резерва наиболее популярные, но есть и другие возможные ситуации: 
  • В документе «Списание товаров», если заполнен «Документ резерва» в таблице «Товары»
  • В документе «Расходный ордер на товары», когда возвращаются контрагенту товары, принятые раньше на ответственное хранение без права продажи 
  • В документах «Корректировка заказа покупателя» и «Корректировка внутреннего заказа», если указано отрицательное количество товара и заполнено размещение 
  • В документе «Закрытие внутренних заказов» (по аналогии с закрытием заказов покупателей)   

Отчеты по резервированию товаров

 
Мы убедились, что возможностей для резервирования и снятия резерва в программе очень много. Более того, в большинстве случаев, программа ставит/снимает резерв автоматически, исходя из заполнения документа, никак не сигнализируя об этом пользователю. 
 
Чтобы контролировать резервы на складе, необходимо пользоваться отчетами, благодаря им вы всегда будете знать, какие товары находятся в резерве. 
 

Отчет «Товары в резерве на складах»

 
Меню: Отчеты – Запасы (склад) – Товары в резерве на складах
 
Этот отчет предназначен исключительно для получения информации по резервам. Благодаря ему вы всегда можете узнать: какие товары, по какому заказу и на каком складе находятся в резерве. 
 
 
Отчет можно настраивать: ставить отборы, менять состав группировок и т.д. 
 

Отчет «Анализ доступности товаров на складах» 

 
Меню: Отчеты – Запасы (склад) – Анализ доступности товаров на складах
 
Этот отчет показывает более подробную информацию об остатке товара на складе. В нем вы можете посмотреть остаток товара на складе, резерв, количество товара, заказанного у поставщика, и другую информацию:
 
joomla
spbport
^ Наверх